Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 201 человек

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

Дата: 18 октября 2015 в 13:08, Обновлено 13 декабря 2016 в 08:28
Автор: Новак С. Л.

Информация о состоянии рынка труда в Солигорском районе

Одним из приоритетных направлений работы управления по труду, занятости и социальной защиты - приобщение молодежи к труду, адаптации их к трудовой деятельности, подготовки к самостоятельному выходу на рынок труда,  а так же оказание помощи в выборе профессии, смене рода деятельности с учетом способностей и потребностей рынка труда.

Ситуация на рынке труда по Республике в целом остается стабильной, кардинальных изменений в ближайшее время не прогнозируется, большинство вакансий, как и прежде, предназначены для рабочих (60%), остальные 40% приходятся на должности служащих. Основной спрос на рабочую силу формируется в обрабатывающей промышленности, строительстве, сельском хозяйстве, транспорте и связи.

В последние годы традиционно не падает спрос на программистов, логистов, архитекторов, менеджеров по продажам (в основном, строительных материалов, оборудования, компьютерной техники), а также представителей строительных специальностей, начиная с рабочих и заканчивая топ-менеджерами.

Количество безработных 01.04.2016 г. составляет 889 человек, из них 399 выпускников учреждений общего среднего и базового образования (44,8%), 127 выпускников учреждений среднего специального образования (14,3%), 57 выпускников высшего образования (6,4%), 306 профессионально-техническое образование (34,4%). В структуре безработных преобладают мужчины 650 (73,1 %), удельный вес женщин – 26,9 % (239). Среди состоящих на учете 315 человек – молодые люди в возрасте от 16 до 30 лет (35,4%).

Наибольшим спросом на рынке труда пользуются строительные профессии  (каменщик, кровельщик, плотник-бетонщик, штукатур, плотник, электрогазосварщик, столяр, слесарь по ремонту и обслуживанию оборудования).

В промышленные организации района нужны – швеи, токаря, слесаря, машинисты экскаватора, машинисты крана, водители автомобиля.

Большая потребность в торговых работниках: продавцах, официантах, контролерах – кассирах, товароведах в общественном питании нехватка поваров, пекарей, кондитеров, кухонных рабочих.

Среди специалистов в настоящее время востребована профессия врача, социального педагога,  музыкального руководителя, ветеринарного врача, ветфельдшера, зоотехника, инженера-электроника, инженера-энергетика, инженера - лаборанта, инженера по охране труда, инженера - технолога. На сегодняшний день поступило 16 вакансий по специальности врач (различного профиля), 69 вакансий медицинской сестры, а также 5 вакансий ведфельдшера, 2 вакансии лаборанта

В сельскохозяйственные организации: машинист экскаватора, санитар ветеринарный, техник,тракторист, водитель автомобиля, оператор машинного доения, станочник деревообрабатывающих станков, животновод, ветеринарный фельдшер, электрогазосварщик, слесарь КИПиА, энергетик, токарь, бухгалтер, инженер.

На сегодняшний день: 

Сохраняется потребность в руководителях первого уровня (заведующие, начальник структурных подразделений). Претендентам на руководящие должности необходимо иметь соответствующее профилю образование, а также опыт работы в отрасли. По-прежнему на рынке труда остаются не востребованы переводчики, психологи, экономисты, юристы. Что касается последних, то причина в перепроизводстве этих специалистов в Беларуси. И такая картина будет сохранятся еще долго.

Вы можете обратиться к нам в службу занятости и  самостоятельно получить у нас информацию о профессиях, об учебных заведениях, правилах приема в них, о возможностях профессионального обучения посредством службы занятости, проконсультироваться по вопросам законодательства о занятости и труде, профориентации.

Чтобы получить свою первую профессию, вы можете бесплатно пройти у нас обучение, которое организовывается  в первую очередь по тем профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда, то есть в соответствии со сведениями о вакансиях, предоставляемыми нанимателями: каменщик, маляр-штукатур; облицовщик-плиточник, слесарь-сантехник, электрогазосварщик, столяр, плотник, тракторист, повар, продавец, электрослесарь, машинист крана, токарь, слесарь-ремонтник, монтажник строительных конструкций, слесарь по ремонту автомобилей, контролер-кассир, парикмахер, мастер по маникюру.

 Так же можно пройти обучение по таким профессиям как секретарь-делопроизводитель, оператор ПЭВМ, бухгалтер, слесарь КИПиА.

Обучение безработных проводится за счет внебюджетных средств фонда социальной защиты, на период обучения  выплачивается  стипендия.

Основные ошибки при выборе профессии:

1.Ориентация на мнение случайных людей, имеющих зачастую смутные представления по той либо иной профессии.

2. Выбор профессии по внешнему впечатлению, игнорируя специфику и профессиональные и личные качества. Это черевато ошибками и разочарованиями.

3. Недостаточный учет своих способностей, лучше заниматься тем, что у тебя действительно получается.

4. Профессия за компанию.

5. Выбор профессии по признаку престижности (от латинского «иллюзия»).

6. Игнорирование медицинских показаний (зрение, слух, дыхательная система, опорно-двигательный аппарат).

В заключении, хотелось бы отметить, что проблема трудоустройства молодежи не теряет своей актуальности. Перед специалистами управления по труду, занятости и социальной защиты стоит задача оказать практическую помощь в выборе профессии с учетом личностных способностей и наклонностей, а также потребностей рынка труда. Кроме того посетители управления по труду, занятости и социальной защиты могут самостоятельно получить информацию о профессиях и возможностях обучения от управления по труду, занятости и социальной защите, проконсультироваться по вопросам законодательства о занятости и труде, профориентации.

 Хотелось бы пожелать, чтобы каждый выпускник, покидая школу, знал кем он хочет стать, где он желает учиться, соизмеряя свои желания со своими способностями, а также трезво оценивал свои перспективы как будущего специалиста на рынке труда.

По всем вышеуказанным вопросам обращаться в кабинет 28, ул. Молодежная, 9,

тел. 23-67-73.

Проблема выбора профессии

 

Е.Н. Пашук, педагог-психолог

ГУО «Старобинская средняя школа

Солигорского района»

 

                              

Выбор будущей профессии – это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний. И сегодня, когда число и цена профессиональных ошибок растут в геометрической прогрессии, вопросы профессионализма, правильного и своевременного выбора профессии приобретают особую значимость.

В настоящее время, насчитывается около 40 тысяч профессий и специальностей, и сделать выбор одной из 40 тысяч профессий достаточно сложно, так как мешает слабое знакомство с миром профессий. Появляются новые профессии, не имеющие аналогов в прошлом, во многом меняющие наши привычные представления о профессиях. Одним из особенностей времени, осложняющий выбор профессии, являются социально-экономические условия или востребованность профессии на рынке труда. Наша задача – содействовать развитию профессионального интереса, помочь выбрать профессию, отвечающую склонностям и возможностям личности.

Не вызывает сомнения, что главным условием успешного профессионального самоопределения является полноценное психическое и личностное развитие учащегося, сформированность его мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей, достаточный уровень самосознания. Поэтому работа по подготовке к выбору учащимися профессии становится органичной частью образовательного процесса и начинается уже в младших классах.

В начальной школе дети мечтают выбрать профессию, с которой непосредственно встречаются в повседневной жизни: воспитатель, учитель, врач, хореограф, тренер, профессию родителей – а также профессии из телефильмов, передач: милиционер, банкир, манекенщица, летчик, военный, спортсмен, политик, спортивный тренер, стюардесса, актер, балерина.

В старших классах предпочтения меняются, круг выбираемых профессий сужается — зачастую это престижные («модные») профессии, профессии, обсуждаемые и популярные у сверстников. В выбор выпускника вмешиваются и родители, формируя убеждения за и против некоторых профессий.

Таким образом, формирование профессиональных намерений учащихся проходит несколько этапов. Первый этап (1-5 классы) – это первичный выбор, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, знакомых учащимся лишь по названиям и некоторым внешним признакам. Этот этап также характеризуется неадекватным, часто неопределенным, ситуативным представлением о собственных ресурсах и возможностях их развития. Учащиеся, не задумываясь, называют свою будущую профессию, у них не возникает вопросов о содержании профессии, условиях работы, престиже, вознаграждении и т. д. Следующий этап (6-11 классы) называется этапом профессионального самоопределения, и здесь учащийся должен уже вполне реально сформулировать для себя задачу выбора будущей профессии с учетом имеющихся психологического и психофизиологического ресурсов.

Вся психологическая работа в учреждении образования включена в общую систему профориентационных мероприятий, которые проводятся в школе, ориентирована на учащихся и на создание условий для их полноценного развития, образования в рамках школьной среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Профориентационная работа реализуется в основных направлениях психологической деятельности:

  1.  Профессиональное просвещение

Ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства, а также о личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для профессионального самоопределения.

  1.  Профессиональная диагностика

Выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

  1.  Профессиональная консультация

Помогает в выборе профессии, соответствующей индивидуально-психологическим особенностям учащегося, корректирует профессиональный выбор, указывает на противопоказания. Профессиональная консультация выступает как центральное звено воздействия на процесс профессионального самоопределения учащегося.

Профориентационные мероприятия в нашей школе планируются и проводятся с первых классов, так как каждый ребенок уже с самого рождения является сторонним наблюдателем, объектом, а иногда и активным субъектом профессиональной деятельности. Анализируя наблюдения, опыт в деятельности, мы сможем сориентировать его в разнообразном мире профессий и специальностей, а погрузив в разные виды деятельности, дадим более-менее четкое понимание своих способностей и склонностей.  

Проблема выбора профессии является непростым испытанием, особенно для учащихся 11 классов. Многим впервые в жизни предстоит задуматься и совершить серьёзный шаг. Во многом от правильного выбора будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассника. Как показывает профдиагностика, большое влияние на выбор профессии оказывает мнение друзей и родителей, а не понимание собственных личностных особенностей, интересов и способностей. При этом потребность в определении своих интересов, способностей и направленности личности у учащихся достаточно велика.

Для того чтобы выбрать про­фес­сию, человек должен обладать зна­чительным объемом информации: знать целый мир профессий, предмет и цели труда, уметь выделять, понимать основные требова­ния профессии к человеку, как и где получать выбранную профессию, пер­спективы профессионального роста. Учащиеся школы на классных часах знакомятся с профессиограммами различных профессий. Особый интерес старшеклассники проявляют к медицинским профессиям, а также профессий общественного питания.

  Уже стала традицией ежегодно в феврале проводить Неделю профориентации под названием «Выбираем профессию – проектируем жизнь».

  В рамках недели в учреждении образования проводятся разнообразные мероприятия:

  • Диагностика профессионального профиля личности учащегося по запросу
  • Анкетирование «Кем быть?»
  • Профконсультация «Как выбрать профессию» среди учащихся 11-х классов
  • Видеолекторий «Мир профессий» и «Профессии, востребованные на рынке труда»
  • Большая психологическая игра «Гостиница» для 11-х классов
  • Беседы в 11-х классах «Профессиональная ориентация и становление личности».
  • Оформляется информационный стенд «Психолог консультирует по профориентации».
  • Профпросвещение родителей и законных представителей несовершеннолетних с просмотром видеофильмов
  • Встреча со специалистами различных профессий
  • Экскурсии на предприятия

Ежегодно   выпускники школы принимают активное участие в массовом профориентационном мероприятии учреждений общего и среднего образования Солигорского района «Пути получения образования в Республике Беларусь». Это хорошая возможность для выпускников услышать из первых уст и познакомиться с информацией управления по труду, занятости, социальной защите Солигорского райисполкома о состоянии рынка труда в регионе, а также с особенностями профессиональной подготовки в учебных заведениях Республики Беларусь.

Следует помнить, что важнейшим компонентом профориентации является диагностика профессиональных интересов, склонностей и способностей учащихся. Существует ряд факторов, которые необходимо учитывать при проведении психодиагностики профессиональных способностей:

  1. В юношеском возрасте некоторые профессионально важные качества находятся в скрытом состоянии, так как нет условий для их проявлений.
  2. Для подростка характерны недостаточный уровень самосознания, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка.
  3. Недостаток жизненного опыта (скудные знания о мире профессий и рынке труда, правилах и ошибках в выборе профессии)

В школе создана целая система диагностических мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению профессионального становления учащихся 1-11-х классов.    

Мероприятия по профориентации учащихся, проводимые в школе,  разнообразны по своей форме и содержанию:

Проводятся профконсультации для учащихся, родителей и законных представителей несовершеннолетних:

  • «Как выбрать профессию»
  • «Мое будущее – моими глазами»
  • «Как помочь ребенку в выборе профессии»
  • «Особенности подросткового возраста и профессия: как и с чего начинать?»
  • «Секреты выбора профессии»

Профессиональное просвещение охватывает различные сферы профессиональной деятельности:

  • «Многообразие мира профессий»
  • «Становление личности и профессиональное самоопределение»
  • «Мое здоровье и выбор профессии»
  • «Конфликты и пути выхода из них»
  • «Будущая судьба моего ребенка»

Разработаны рекомендации и буклеты для выпускников и родителей по вопросам профориентации.

  • Развитие творческой одаренности
  • Умеем ли мы общаться
  • Мой ребенок – пятиклассник
  • В семье – подросток
  • Как воспитывать одаренных детей
  • Воспитание трудного подростка
  • Время думать - время выбирать

Как отмечает Е. А. Климов, «выбор профессии, как и любая ситуация, связанная с умением делать выбор, является сложным образованием в структуре личности. Умение принимать решения и делать выбор требует от человека определенного уровня зрелости».

Я надеюсь, что профориентационные мероприятия, организованные в школе, помогут учащимся сделать зрелый выбор и верно оцени­ть свои возможности для реализации своих жизненных целей и планов.

Рекомендации родителям по профориентации

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.