Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 201 человек

Учащимся

Дата: 3 октября 2015 в 13:19, Обновлено 18 декабря 2017 в 17:49
Автор: Новак С. Л.

Ситуационные задачи1, 2, 3, 4

Киберпреступность

Футбол

Безопасность_правила поведения

Stop-spice+

Правила внутреннего распорядка для учащихся

ГУО  «Старобинская средняя школа Солигорского района»

 1.  ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие правила внутреннего распорядка для учащихся (далее – Правила) разработаны в соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь, Уставом Государственного учреждения образования «Старобинская средняя школа Солигорского района»  (далее учреждение), иными нормативными правовыми актами.

1.2. Правила устанавливают учебный распорядок для учащихся, определяют основные нормы и правила поведения в здании, на территории учреждения, а также на внеурочных, внеклассных мероприятиях с участием учащихся учреждения образования.

1.3. Цель Правил - создание в    учреждении  образования благоприятной рабочей обстановки, необходимой для осуществления образовательного процесса, воспитание уважения к личности и ее правам, развитие культуры поведения и навыков общения.

1.4.Дисциплина в учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства всех субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов, законных представителей несовершеннолетних). Применение методов физического и психологического насилия в учреждении образования недопустимо.

 2ОСНОВНЫЕ ПРАВА УЧАЩИХСЯ

2.1  Учащиеся имеют право на:

  • получение образования в соответствии с образовательными программами;
  • охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
  • пользование учебниками и учебными пособиями;
  • каникулы;
  • получение платных услуг в сфере образования;
  • бесплатное пользование библиотекой, учебной и спортивной базой учреждения;
  • получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов учреждения;
  • поощрение за успехи в учебной, спортивной, культурно-массовой, общественной, исследовательской деятельности, а также в других образовательных мероприятиях;
  • участие в управлении учреждения;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, смотрах, фестивалях, выставках, конференциях,  семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, исследовательской, инновационной деятельности;
  • участие в детских, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
  • иные права учащихся устанавливаются Кодексом об образовании Республики Беларусь, иными актами законодательства, учредительными документами, локальными нормативными правовыми актами учреждения образования.

 3. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАЩИХСЯ

3.1. Учащиеся обязаны:

  • соблюдать Устав учреждения, решения  педагогического совета, ученического совета, настоящие Правила, инструкции по охране труда, правила пожарной безопасности, вы­полнять требования руководства и педагогов в целях обеспечения безопасности образовательного про­цесса;
  • посещать Учреждение в предназначенное для этого время и не пропускать учебные занятия, другие фор­мы образовательного процесса без уважительной причины. В случае пропуска учащийся представляет классному руководителю справку из медицинского учреждения или заявление законных представителей о причине отсутствия;
  • находиться в Учреждении в течение учебного времени, предусмотренного расписанием. Покидать тер­риторию Учреждения в урочное время возможно только с разрешения классного руководителя или де­журного администратора (директора, заместителей директора);
  • добросовестно учиться, осваивать учебную программу, своевременно и качественно выполнять до­машние задания, общественные поручения;
  • участвовать в самообслуживании и общественно полезном труде;
  • вежливо и корректно вести себя с работниками и посетителями Учреждения, проявлять уважение к старшим, заботиться о младших.
  • решать спорные и конфликтные ситуации мирно, на принципах взаимного уважения, с учетом взгля­дов участников спора. Если такое невозможно — обращаться за помощью к классному руководителю, к специалистам социально-педагогической и психологической службы, к руководству Учреждения;
  • беречь имущество Учреждения, оказывать посильную помощь в ее ремонте, аккуратно относиться как к своему, так и к чужому имуществу;
  • следить за своим внешним видом, придерживаться в одежде делового стиля.

3.2.  ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

·         приносить в Учреждение и на ее территорию оружие, взрывчатые, химические, огнеопасные вещества, табачные изделия, спиртные напитки, наркотики, токсичные вещества и яды, другие вещества и пре­параты, которые могут нанести вред имуществу и здоровью окружающих;

·         курить в здании, на территории Учреждения и в других общественных местах;

·         сидеть на подоконниках в классах и на коридорах;  выходить из здания школы в период всех учебных занятий;

·         приезжать в школу на велосипеде до достижения возраста 14 лет;

·         развязывать и провоцировать драки в Учреждении, на школьном дворе, участвовать в них;

·         пользоваться мобильным телефоном во время проведения занятий, а также пользоваться переговорными устройствами, записывающей и воспроизводящей аудио-и видеоаппаратурой;

·         заниматься воровством, совершать акты вандализма, наносить умышленный ущерб школьному имуществу, собственности учащихся;

·         использовать ненормативную лексику. Игнорировать замечания, сделанные учителем или представителем администрации школы, проявляя при этом грубость и неуважение;

·         открыто демонстрировать принадлежность к различным субкультурам, каким бы то ни было религиозным те­чениям и т.п.; 

·         ходить по Учреждению  в верхней одежде и головных уборах, темных очках и т.п.;

·         приходить в Учреждение без учебных материалов, приносить в класс продукты питания и напитки;

·         играть в карты и другие азартные игры, проводить операции спекулятивного характера. В противном случае классные руководители, учителя, дежурные педагоги могут изъять имущество до прихода законных представите­лей несовершеннолетнего учащегося.


 4. ПРИХОД И УХОД УЧАЩИХСЯ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЯ

4.1. Приходить в Учреждение следует за 10-15 минут до начала учебных занятий, иметь опрятный вид и аккуратную прическу.

4.2. Необходимо иметь с собой дневник (основной документ учащегося) и все необходимые для учеб­ных занятий принадлежности.

4.3.Учащиеся ежедневно пользуются гардеробом, оставляя в нем верхнюю одежду.

4.4.Перед началом учебных занятий дежурный ученик готовит класс к учебным занятиям.

 4.5.После окончания учебных занятий, классных часов, факультативных занятий, физкультурно-оздоро­вительных, спортивно-массовых, культурно-массовых мероприятий нужно получить одежду из гардероба, акку­ратно одеться и покинуть Учреждение, соблюдая правила вежливости.

5. ВНЕШНИЙ ВИД УЧАЩИХСЯ  

5.1.        В 1-12-х классах учащиеся используют деловой стиль одежды — это строгий, выдержанный стиль, предназначенный для посещения учащимися учебных занятий в Учреждении. Одежда делового стиля может быть выполнена из тканей разной структуры — шерсти, полушерсти, хлопка, комбинированных тканей, в разной цветовой однотонной гамме, включать элементы из тканей в клетку, но быть не пестрой и не вызывающе яркой. Обувь должна соответствовать деловому стилю одежды.

5.2.        Для девочек (девушек) в комплект одежды могут входить пиджак, жилет, юбка, брюки, блузка с ко­роткими и длинными рукавами, сарафан. В зимнее время допускаются трикотажный свитер или жилет.

5.3.        Для мальчиков (юношей) в комплект одежды входят пиджак, жилет, брюки, рубашка с короткими и длинными рукавами, галстук. В зимнее время допускаются трикотажный свитер и жилет.

5.4.        В одежде делового стиля не допускаются: спортивная обувь; вещи, имеющие яркие, вызывающие и абстрактные рисунки; джинсы; спортивная и иная одежда специального назначения.

 6. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ  НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ

6.1. Учащиеся занимают свои места в кабинете так, как это устанавливает классный руководитель или учитель по предмету, с учетом психофизических особенностей учащихся и их здоровья.

6.2. Каждый учитель определяет специфические правила при проведении занятий по своему предмету, которые не должны противоречить нормам и правилам безопасности и другим нормативным документам. Эти правила обязательны для исполнения всеми учащимися, обучающимися у данного учителя.

6.3. Перед началом учебного занятия учащиеся должны подготовить свое рабочее место и все необхо­димое для работы в классе.

6.4. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как учитель отве­тит на приветствие и разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого человека, вошедшего в класс во время занятий.

6.5. В случае опоздания на учебное занятие учащийся должен постучаться в дверь кабинета, зайти, по­здороваться с учителем, извиниться за опоздание и попросить разрешения сесть на место.

6.6. Время учебных занятий должно использоваться только для учебных целей. Нельзя шуметь, отвлека­ться самому и отвлекать других посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к учебному занятию, делами.

6.7. По первому требованию учителя (классного руководителя) должен предъявляться дневник. Любые записи в дневниках учащимися должны выполняться аккуратно. После каждой учебной недели законные пред­ставители несовершеннолетнего учащегося ставят свою подпись в дневнике.

6.8. При готовности ответить или желании задать вопрос следует поднять руку и получить разрешение учителя.

6.9. Если учащемуся необходимо выйти из класса, он должен попросить разрешения учителя.

6.10. Звонок с учебного занятия — это сигнал для учителя. Только когда учитель объявит об оконча­нии учебного занятия, учащиеся вправе встать, навести чистоту и порядок на своем рабочем месте, выйти из класса.

6.11. Учащиеся должны иметь спортивную форму и обувь для учебных занятий по физической культуре и здоровью, а также специальную одежду для учебных занятий по трудовому обучению. При отсутствии та­кой одежды учащиеся находятся в спортивном зале, кабинете трудового обучения, но к занятиям не допускаются.

6.12. После звонка на урок учащийся обязан отключить и убрать все технические устрой­ства (плееры, наушники, игровые приставки и пр.), перевести мобильный телефон в тихий режим и убрать его со стола. В случае нарушения данного правила, учитель имеет право изъять техническое устройство на время учебного занятия. При неоднократном нарушении этих требований устройство возвращается только в присут­ствии законных представителей несовершеннолетнего учащегося.

7.  ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ  НА ПЕРЕМЕНЕ

7.1.  Учащиеся обязаны использовать время перерыва (перемены) для отдыха.

7.2.  При движении по коридорам, лестницам, проходам необходимо придерживаться правой стороны.

7.3.  Во время перерывов (перемен) учащийся ОБЯЗАН:

  • навести порядок на своем рабочем месте;
  • помочь подготовить класс по просьбе педагога к следующему уроку;
  • выйти из класса на время проветривания помещения.

7.4.  Во время перерывов учащимся запрещается:

  • шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
  • толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу для решения любого рода проблем;
  • употреблять непристойные выражения и жесты в адрес любых лиц, запугивать, заниматься вымога­тельством.

Нарушение данного пункта влечет за собой применение мер, предусмотренных законодательством Рес­публики Беларусь.

7.6.  Дежурный по  классу:

  • находится в классе во время перемены;
  • обеспечивает порядок в классе;
  • помогает педагогу подготовить класс к   уроку;
  • после окончания занятий производит посильную уборку класса.

 8. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ  В СТОЛОВОЙ

8.1.  Учащиеся соблюдают правила гигиены: входят в помещение столовой без верхней одежды, моют руки перед едой.

8.2.  Учащиеся обслуживаются в буфете в порядке живой очереди, выполняют требования работников столовой, соблюдают порядок при покупке еды, проявляют внимание и осторожность при получении и упо­треблении горячих и жидких блюд.

8.3. Употреблять пищу и напитки, приобретенные в столовой и принесенные с собой, разрешается только в столовой. Каждый учащийся убирает за собой столовые принадлежности и посуду после еды.

8.4.  Дежурный по  столовой:

  • приходит в столовую за 10 минут до окончания урока и помогает работникам пищеблока расставить горячие завтраки и обеды согласно заказу класса;
  • во время раздачи надевает специальную форму - фартук и косынку;
  • находится в столовой во время перемен, обеспечивая порядок в обеденном зале;
  • следит за соблюдением учащимися норм поведения, контролирует уборку посуды

 9. ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ   ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ, ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

9.1. Перед проведением мероприятий учащиеся обязаны проходить обучение мерам безопасности.

9.2. Следует строго выполнять все указания руководителя группы при проведении массовых меропри­ятий, избегать любых действий, которые могут быть опасны для собственной жизни и для окружающих.

9.3. Учащиеся должны соблюдать дисциплину, следовать установленным маршрутам движения, оставать­ся в расположении группы, если это определено руководителем группы.

9.4. Необходимо строго соблюдать правила личной гигиены, своевременно сообщать руководителю группы об ухудшении здоровья или травме.

9.5. Учащиеся должны уважать местные традиции, бережно относиться к природе, памятникам истории и культуры, к личному и групповому имуществу.

9.6. Запрещается применять открытый огонь (факелы, свечи, фейерверки, хлопушки, костры и др.), устра­ивать световые эффекты с применением химических, пиротехнических и других средств, способных вызвать возгорание.

10. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАЩИХСЯ (из Кодекса Республики Беларусь об образовании)
 

10.1.  Основаниями для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Учреждения в виде следующих действий (бездействия):

  • опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия;
  • нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
  • неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
  • оскорбления участников образовательного процесса;
  • распространения информации, наносящей вред здоровью учащихся;
  • порчи здания, сооружений, оборудования или иного имущества Учреждения;
  • несоблюдения (нарушения) требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопас­ности;
  • распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в здании и на иной тер­ритории Учреждения либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • курения (потребления) табачных изделий в здании и на иной территории Учреждения;
  • иных противоправных действий (бездействия).

10.2.  За совершение учащимися дисциплинарного проступка устанавливается дисциплинарная ответ­ственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания.

10.3.  К дисциплинарной ответственности привлекается учащийся, достигший к моменту совершения дис­циплинарного проступка возраста четырнадцати лет.

10.4.  К учащемуся, совершившему дисциплинарный проступок и не достигшему к моменту его совер­шения возраста, с которого наступает дисциплинарная ответственность, могут применяться меры педагоги­ческого воздействия (беседа, обсуждение на педагогическом совете, на совете по профилактике безнадзор­ности и правонарушений несовершеннолетних и иные меры педагогического воздействия, не противореча­щие законодательству).

10.5.  За совершение дисциплинарного проступка к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • отчисление.

10.6. Отчисление как мера дисциплинарной ответственности может быть применено за:

  • длительное отсутствие без уважительных причин на учебных занятиях в течение учебного года;
  • систематическое (повторное в течение учебного года) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей учащегося, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

10.7. Отчисление как мера дисциплинарного взыскания не применяется к:

  • учащемуся, не завершившему освоение содержания образовательной программы базового образования;
  • учащемуся, не достигшему возраста шестнадцати лет.

10.8.  Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит директору Учреждения. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, причины и об­стоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение учащегося.

10.9.  Учащийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена приказом о применении меры дисциплинарного взыскания, изданным директором Учреждения.

10.10.  Учащийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, не обязан доказывать свою неви­новность. Неустранимые сомнения в виновности учащегося, привлекаемого к дисциплинарной ответствен­ности, толкуются в его пользу.

10.11.  Учащийся, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, законные представители несовер­шеннолетнего учащегося, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, имеют право:

  • знакомиться со всеми материалами, подтверждающими вину учащегося, снимать с них копии;
  • давать пояснения и представлять доказательства либо отказаться от дачи пояснений;
  • быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их интересы разбирательства, присутствовать на нем;
  • получить юридическую помощь в соответствии с законодательством;
  • ознакомиться с приказом о применении меры дисциплинарного взыскания и получить его копию;
  • обжаловать приказ о применении меры дисциплинарного взыскания.

10.12. Поводами для привлечения учащегося к дисциплинарной ответственности могут служить сооб­щения местных исполнительных и распорядительных органов, правоохранительных органов, иных государ­ственных органов и организаций, докладные записки педагогических и иных работников учреждения, лиц, осу­ществляющих охрану помещений Учреждения образования.

10.13.  До применения дисциплинарного взыскания директор учреждения обязан уведомить одного из за­конных представителей несовершеннолетнего учащегося о возможности привлечения этого несовершеннолет­него к дисциплинарной ответственности, затребовать у учащегося объяснение в письменной форме, которое учащийся вправе представить в течение пяти календарных дней. При отказе учащегося дать объяснение состав­ляется акт, который подписывается тремя лицами из числа работников Учреждения.

10.14.  Отказ учащегося дать объяснение в письменной форме не препятствует применению к нему меры дисциплинарного взыскания.

10.15. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинар­ного взыскания.

10.16.  Применение отчисления в качестве меры дисциплинарного взыскания к несовершеннолетнему учащемуся допускается только после уведомления Учреждением комиссии по делам несовершеннолетних Солигорского районного исполнительного комитета и отдела образования, спорта и туризма Солигорского районного исполнительного комитета.

10.17.  Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся принимается на основа­нии материалов, содержащих фактические доказательства совершения им дисциплинарного проступка.

10.18.   Директор Учреждения вправе, а по инициативе учащегося, привлекаемого к дисциплинарной ответ­ственности (законного представителя несовершеннолетнего учащегося, привлекаемого к дисциплинарной от­ветственности), обязан лично заслушать объяснения учащегося, его заявления, жалобы.

10.19.  Учащийся может быть привлечен к дисциплинарной ответственности не позднее одного ме­сяца со дня обнаружения дисциплинарного проступка (день, когда о проступке стало или должно было стать известно педагогическому работнику Учреждения, не считая времени болезни учащегося, нахождения его на каникулах). Дисциплинарное взыскание к несовершеннолетнему учащемуся может быть применено не ра­нее чем через семь календарных дней после направления уведомления одному из его законных предста­вителей.

10.20.  Меры дисциплинарного взыскания к учащемуся не могут быть применены позднее шести меся­цев со дня совершения дисциплинарного проступка.

10.21.  Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся оформляется приказом ди­ректора Учреждения, в котором должны содержаться сведения об учащемся, привлекаемом к дисциплинарной ответственности, о совершенном дисциплинарном проступке, форме вины (умысел или неосторожность), до­казательства вины, указание меры дисциплинарного взыскания.

10.22.  Приказ директора Учреждения о применении меры дисциплинарного взыскания объявляется уча­щемуся под роспись в течение трех календарных дней. Учащийся, не ознакомленный с приказом о приме­нении меры дисциплинарного взыскания, считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственно­сти. Отказ учащегося от ознакомления с приказом оформляется актом, который подписывается тремя лицами из числа работников Учреждения.

10.23.  В срок, установленный для объявления приказа о применении меры дисциплинарного взыска­ния, не входит время болезни учащегося, нахождения его на каникулах.

10.24.  Учреждение образования в течение пяти календарных дней со дня привлечения к дисциплинарной ответствен­ности несовершеннолетнего учащегося информирует об этом в письменной форме одного из его законных представителей.

10.25.  Сведения о применении меры дисциплинарного взыскания заносятся в личное дело учащегося.

10.26.  Решение о применении меры дисциплинарного взыскания к учащемуся может быть обжаловано учащимся; лицом, отчисленным из Учреждения; законным представителем несовершеннолетнего учащегося; за­конным представителем несовершеннолетнего лица, отчисленного из учреждения образования, в вышестоящую организацию или суд в течение одного месяца.

10.27.  Учащийся считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение одного года со дня применения к нему меры дисциплинарного взыскания он не будет повторно привлечен к дисциплинарной ответственности. При этом дисциплинарное взыскание погашается автоматически без издания приказа.

10.28.  Директор Учреждения, применивший меру дисциплинарного взыскания к учащемуся, имеет право снять ее досрочно по собственной инициативе или просьбе учащегося.

10.29.  Досрочное снятие дисциплинарного взыскания оформляется приказом директора учреждения образования.

11. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

11.1.  Правила действуют на всей территории государственного учреждения образования «Старобинская средняя школа Солигорского района»  и распространяются на все мероприятия с уча­стием учащихся Учреждения.

11.2.Правила размещаются на официальном сайте Учреждения, вывешиваются в здании на видном месте для общего ознакомления.

УТВЕРЖДЕНО

                                                   Постановление

                                                   Министерства образования

                                                   Республики Беларусь

                                                   20.06.2011 N 38

 

ПРАВИЛА

ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОСВОЕНИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Правила определяют порядок и формы проведения аттестации, порядок перевода в следующий класс, пересмотра положительной годовой отметки, допуска к выпускным экзаменам, организации выпускных экзаменов и завершения обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования в учреждениях общего среднего образования, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, образовательно-оздоровительных центрах, учреждениях высшего образования (далее - учреждения образования).

 

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

2. В целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов общего среднего образования и учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования проводится текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся.

3. Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов уч. деятельности по каждому уч. предмету, определяемыми обр. стандартами общего ср. образования.

4. Аттестация учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением текущей и промежуточной аттестации учащихся I - II классов, осуществляется на основе отметок в баллах по десятибалльной шкале, в том числе отметкой 0 (ноль) баллов, либо отметками "зачтено", "не зачтено", "не аттестован(а)", или делаются записи "освобожден(а)", "не изучал(а)".

Положительными являются отметки от 1 (одного) до 10 (десяти) баллов: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, "зачтено" и записи "освобожден(а)", "не изучал(а)".

5. В случае отсутствия у учащегося результатов учебной деятельности в образовательном процессе ему выставляется отметка 0 баллов.

6. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине пропусков учебных занятий по уважительным причинам в течение четверти учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся:

за четверть вносится запись "не аттестован";

аттестация за уч. год проводится при наличии полож. отметок не менее чем в одной четверти.

7. При невозможности оценить результаты учебной деятельности по причине систематических пропусков учебных занятий без уважительных причин учащийся не аттестуется по всем или отдельным учебным предметам. При этом таким учащимся соответственно за четверть, учебный год вносится запись "не аттестован".

8. При проведении промежуточной и итоговой аттестации по завершении учебного года по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" учащимся, которые занимаются в специальной медицинской группе или в группе лечебной физической культуры, выставляется отметка "зачтено".

9. Учащемуся, который по состоянию здоровья временно или постоянно освобожден от учебных занятий по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение", соответственно за четверть, учебный год вносится запись "освобожден(а)".

10. Текущая и промежуточная аттестация учащихся I - II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.

11. Промежуточная аттестация учащихся вечерней школы, обучающихся в заочной форме получения образования, проводится по результатам сдачи зачетов с выставлением отметок в баллах.

Материалы для проведения зачета по соответствующему учебному предмету разрабатывает педагогический работник, преподающий данный учебный предмет. Расписание проведения зачетов утверждает руководитель вечерней школы. Для проведения одного зачета на каждого учащегося отводится 1/3 академического часа.

К сдаче зачетов допускаются учащиеся, которые выполнили предусмотренные учебной программой практические, лабораторные и контрольные работы по каждому учебному предмету. Результаты выполнения данных работ учитываются при выставлении общей отметки за зачет.

Итоговая отметка при заочной форме обучения учащимся выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных при сдаче зачетов.

12. Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учебного года учащихся средних школ - училищ олимпийского резерва по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" осуществляется штатным тренером-преподавателем по спорту и (или) инструктором-методистом средней школы - училища олимпийского резерва на основании результатов выполнения учащимися учебных нормативов, определяющих уровень их физической подготовленности, теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету "Физическая культура и здоровье".

Промежуточная, итоговая аттестация по завершении учебного года специализированных по спорту классов учреждений образования по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" осуществляется педагогическим работником учреждения образования на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности учащихся и их теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету "Физическая культура и здоровье", подписанной руководителем специализированного учебно-спортивного учреждения и направленной в учреждение образования не позднее чем за 3 дня до проведения аттестации.

Промежуточная и итоговая аттестация по завершении учебного года учащихся специализированных по спорту классов суворовских училищ по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" осуществляется штатным тренером-преподавателем по спорту на основании выписки из протокола сдачи учебных нормативов, определяющих уровень физической подготовленности учащихся и их теоретических знаний, предусмотренных учебной программой по учебному предмету "Физическая культура и здоровье".

13. Аттестация учащихся может осуществляться в устной, письменной и практической формах. Допускается сочетание указанных форм.

14. Текущую, промежуточную и итоговую аттестацию по завершении учебного года учащихся осуществляют педагогические работники, которые преподают соответствующие учебные предметы.

15. Итоговую аттестацию учащихся по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, осуществляют экзаменационные комиссии.

16. Порядок проведения итоговой аттестации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших на постоянное или временное проживание либо временно пребывающих на территории Республики Беларусь на законных основаниях, и граждан Республики Беларусь, пребывавших на территории иностранных государств, для решения вопроса о продолжении обучения в учреждениях образования Республики Беларусь определяется педагогическим советом учреждения образования.

 

ГЛАВА 3. ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА УЧАЩИХСЯ В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЗАВЕРШЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА

17. Учащиеся, имеющие положительные годовые отметки, а также учащиеся I - II классов, имеющие результаты учебной деятельности, которые оценивались на содержательно-оценочной основе, в том числе учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от учебных занятий по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение" или прохождения учебно-полевых сборов, учащиеся, которым выставлена по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметка "зачтено", переводятся в следующий класс по завершении учебного года на основании решения педагогического совета учреждения образования.

18. Учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в установленный срок по уважительным причинам, учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в установленный срок по неуважительным причинам или получившие по ее результатам годовые отметки 0 баллов, "не зачтено", "не аттестован(а)" по одному или двум учебным предметам, получают учебные задания на лето и проходят итоговую аттестацию в другой срок.

19. С учащимися, получившими учебные задания на лето, в течение трех недель проводятся учебные занятия и консультации в соответствии с расписанием, утверждаемым руководителем УО.

20. Факт получения учебных заданий на лето, расписание учебных занятий доводятся до сведения законных представителей учащихся письменно в течение трех дней после завершения учебного года.

21. Выполнение учебных заданий на лето контролируют педагогические работники, преподающие соответствующие учебные предметы.

22. Итоговая аттестация в другой срок учащихся, получивших учебные задания на лето, проводится в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил, по расписанию, утверждаемому руководителем учреждения образования.

Форма проведения итоговой аттестации в другой срок по соответствующему учебному предмету определяется педагогическим работником и согласовывается с руководителем учреждения образования.

23. Учащиеся, успешно прошедшие итоговую аттестацию в другой срок, переводятся в следующий класс до 30 августа на основании решения педагогического совета учреждения образования.

24. Учащийся, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку 0 баллов по одному учебному предмету либо не явившийся без уважительных причин на итоговую аттестацию в другой срок, остается на повторный год обучения.

25. Учащийся, не явившийся на итоговую аттестацию за учебный год в другой срок по уважительным причинам, на основании решения педагогического совета учреждения образования может быть переведен в следующий класс с условием усвоения учебного материала по соответствующим учебным предметам в течение месяца.

26. С учащимися, условно переведенными в следующий класс, в сентябре проводятся доп. занятия за счет часов, выделяемых в учебном плане учреждения образования на факультативные занятия.

27. Итоговая аттестация учащихся, условно переведенных в следующий класс, проводится по расписанию, утверждаемому руководителем учреждения образования.

28. Учащиеся, условно переведенные в следующий класс, успешно прошедшие итоговую аттестацию за учебный год по соответствующим учебным предметам в другой срок, переводятся в следующий класс на основании решения педагогического совета учреждения образования до 10 октября.

29. Учащийся, условно переведенный в следующий класс, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку 0 баллов по одному уч. предмету, остается на повт. год обучения.

30. В начале учебного года учащиеся, условно переведенные в следующий класс, учитываются в составе того класса, в который они переведены.

31. Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней по болезни или в связи с переездом на новое место жительства, могут быть оставлены на повторный год обучения по заявлению их законных представителей и решению педагогического совета учреждения образования.

32. Учащийся, который самостоятельно усвоил материал, предусмотренный учебными программами по учебным предметам соответствующего (следующего) класса, или учащийся, который обучался по индивидуальному учебному плану, может быть досрочно переведен в следующий класс. Вопрос о досрочном переводе решается УО на протяжении первого месяца учебного года.

33. Для решения вопроса о переводе учащегося в следующий класс досрочно один из его законных представителей подает до 10 сентября текущего учебного года заявление на имя руководителя УО.

34. Перевод учащегося осуществляется после проведения досрочно итоговой аттестации за год. Для проведения итоговой аттестации учащихся, определенных в пункте 32 настоящих Правил, приказом руководителя учреждения образования создается комиссия в составе руководителя учреждения образования или его заместителя по основной деятельности (председатель комиссии) и педагогических работников, которые преподают соответствующие учебные предметы.

35. Комиссия:

определяет формы и сроки проведения досрочно итоговой аттестации по соответствующему учебному предмету;

разрабатывает материалы для проведения досрочно итоговой аттестации в соответствии с учебными программами по соответствующим учебным предметам.

Материалы для проведения досрочно итоговой аттестации утверждаются председателем комиссии.

36. Расписание проведения досрочно итоговой аттестации утверждается руководителем УО и доводится до учащихся и их законных представителей не позднее чем за неделю до ее проведения.

37. Итоги проведения досрочно итоговой аттестации по каждому учебному предмету вносятся в протокол выпускного экзамена.

Учащиеся, имеющие при проведении досрочно итоговой аттестации положительные годовые отметки, на основании протокола выпускного экзамена решением педагогического совета досрочно переводятся в следующий класс. Решение пед. совета утверждается приказом руководителя учреждения образования и доводится до сведения учащихся и их законных представителей до 1 октября.

В классном журнале и иной документации УО делаются соответствующие записи.

 

ГЛАВА 4. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ГОДОВОЙ ОТМЕТКИ

38. Допускается пересмотр положительной годовой отметки не более чем по двум учебным предметам в случае, если с ней не согласен учащийся или его законные представители.

39. Для пересмотра положительной годовой отметки учащийся или его законные представители подают в течение двух дней после завершения учебного года заявление на имя руководителя УО.

40. Пересмотр положительной годовой отметки осуществляется УО в следующие сроки:

при переводе в следующий класс - в течение десяти дней со дня подачи заявления;

при завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования - в течение 5 дней со дня подачи заявления.

41. Для пересмотра положительной годовой отметки приказом руководителя учреждения образования создается комиссия по соответствующему учебному предмету, в состав которой входят руководитель учреждения образования либо его заместитель по основной деятельности (председатель комиссии) и два педагогических работника, один из которых аттестовал учащегося.

42. Экзаменационные материалы по учебным предметам, по которым пересматривается положительная годовая отметка, разрабатывает учреждение образования.

43. Решение комиссии о пересмотре положительной годовой отметки по соответствующему учебному предмету оформляется протоколом выпускного экзамена.

В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной педагогическим работником, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией учреждения образования, последняя вносится руководителем учреждения образования в классный журнал в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ведению классного журнала.

44. Учащийся или его законный представитель в случае несогласия с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией учреждения образования, имеет право обратиться в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования с заявлением о ее пересмотре.

45. Для пересмотра положительной годовой отметки, выставленной комиссией учреждения образования, приказом отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа создается комиссия в составе одного из специалистов отдела (управления) образования (председатель комиссии), руководителя (его заместителя по основной деятельности) учреждения образования, одного из педагогических работников, преподающих соответствующий учебный предмет в ином учреждении образования.

46. Экзаменационные материалы по учебным предметам, по которым пересматривается положительная годовая отметка, выставленная комиссией учреждения образования, разрабатывает отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

47. Решение комиссии отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа о пересмотре положительной годовой отметки, выставленной комиссией учреждения образования по соответствующему учебному предмету, оформляется протоколом и пересмотру не подлежит.

В случае несовпадения положительной годовой отметки, выставленной комиссией учреждения образования, с положительной годовой отметкой, выставленной комиссией отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа, последняя вносится руководителем учреждения образования в классный журнал.

 

ГЛАВА 5. ДОПУСК УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

48. Выпускные экзамены проводятся по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования (далее - выпускные экзамены).

49. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение", и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметка "зачтено".

Кроме того, к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки 0 баллов или не аттестованы по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.

50. Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку 0 баллов не более чем по двум учебным предметам, повторно сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам в сроки, установленные п.91 настоящих Правил.

51. К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, в том числе учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам "Физическая культура и здоровье" или "Трудовое обучение", и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметка "зачтено".

52. Учащиеся, имеющие годовую отметку 0 баллов или не аттестованные по одному из учебных предметов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, допускаются к экзамену по этому учебному предмету в сроки, установленныеп. 91 настоящих Правил.

53. Учащиеся, не явившиеся на выпускной экзамен или получившие отметку 0 баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, сдают выпускной экзамен по этому учебному предмету в сроки, установленные пунктом 91 настоящих Правил.

54. Учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные по двум и более учебным предметам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, к выпускным экзаменам не допускаются, им выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

55. Учащимся, которые не явились хотя бы на один выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе в другой срок, и (или) при сдаче в другой срок выпускных экзаменов получили отметку 0 баллов хотя бы по одному учебному предмету, выдается справка об обучении в порядке, установленном МО РБ.

 

ГЛАВА 6. ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

56. От всех выпускных экзаменов при условии наличия полож. отметок за год освобождаются:

на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь и приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета - учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;

на основании приказа отдела (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов:

учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый Министерством здравоохранения Республики Беларусь;

учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому;

учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

на основании приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета и приказов учреждений образования, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, - кандидаты и участники международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.

57. От выпускных экзаменов по соответствующему учебному предмету освобождаются:

на основании приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета - учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;

на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования Республики Беларусь, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету;

на основании приказа Министерства образования Республики Беларусь и приказов управлений образования областных исполнительных комитетов, комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета - учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.

58. Для освобождения от выпускных экзаменов:

учащиеся (их законные представители), указанные в абзацах пятомшестом пункта 56настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии;

учащиеся (их законные представители), указанные в абзаце седьмом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, копию свидетельства о рождении ребенка.

Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, а также копии документов, указанных вабзацах втором и третьем части первой настоящего пункта.

Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня представления учреждением образования необходимых документов принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней.

59. Учащимся, указанным в пункте 56 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок выставляются годовые отметки.

Учащимся, указанным в пункте 57 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка 10 баллов.

 

ГЛАВА 7. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

60. Министерство образования РБ ежегодно до начала учебного года определяет перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов.

61. Выпускные экзамены состоят:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования - из обязательных выпускных экзаменов;

по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - из обязательных выпускных экзаменов и выпускных экзаменов по выбору учащихся.

Учащиеся учреждений общего среднего образования или классов (групп) в учреждениях общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства, наряду с обязательными выпускными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору сдают выпускной экзамен по языку национального меньшинства.

Учащиеся лицеев, специализированных лицеев, гимназий, гимназий-интернатов, суворовских училищ за период обучения на III ступени общего среднего образования сдают в качестве обязательного выпускной экзамен по одному из учебных предметов физико-математического, химико-биологического, филологического, обществоведческого направления.

Учащиеся базовой школы - колледжа искусств, средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

Учащиеся средней школы - колледжа искусств, гимназии - колледжа искусств по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования наряду с обязательными выпускными экзаменами и выпускными экзаменами по выбору сдают выпускной экзамен по выбору по одному из учебных предметов, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств.

62. Для сдачи выпускных экзаменов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся должны не позднее чем за три недели до начала выпускных экзаменов информировать руководителя УО о перечне учебных предметов для сдачи выпускных экзаменов.

63. Сроки проведения выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, в том числе по языку национального меньшинства, определяются Министерством образования Республики Беларусь и доводятся до сведения участников образовательного процесса через средства массовой информации, выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, по учебным предметам, содержание которых направлено на развитие способностей учащихся в области отдельных видов искусств, - учреждениями образования.

64. Расписание выпускных экзаменов утверждается руководителем учреждения образования и доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее чем за десять дней до начала выпускных экзаменов.

65. При составлении расписания выпускных экзаменов необходимо учитывать:

сроки проведения выпускных экзаменов;

не менее двух дат в случае необходимости проведения выпускного экзамена в письменной форме по соответствующему учебному предмету;

проведение не более одного выпускного экзамена в день в каждом классе;

обеспечение продолжительности перерыва между выпускными экзаменами не менее одного дня;

конкретные даты выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, определяемые Министерством образования Республики Беларусь.

66. Выпускные экзамены проводятся по текстам, содержащимся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке, и билетам, утверждаемым МО РБ.

67. Указанные в пункте 66 настоящих Правил тексты и билеты разрабатываются на основании требований образовательных стандартов общего среднего образования к уровню подготовки учащихся при завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования по соответствующим учебным предметам, учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования.

68. Практические задания, которые предусматриваются билетами, разрабатываются педагогическими работниками учреждения образования и утверждаются его руководителем не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

69. Выпускные экзамены принимаются экзаменационными комиссиями.

Экзаменационные комиссии по каждому учебному предмету, по которому проводятся выпускные экзамены, утверждаются руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов:

по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования - в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и двух членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен;

по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и трех членов комиссии, в том числе педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.

70. Председателем экзаменационной комиссии не может быть педагогический работник, преподававший в данном классе учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен.

71. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются с 9.00.

72. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письм. форме, отводится:

4 астрономических часа - по учебному предмету "Математика";

1 астрономический час - по учебным предметам "Белорусский язык", "Русский язык".

73. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на проведение экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письм. форме, отводится:

5 астрономических часов - по учебному предмету "Математика";

4 астрономических часа - по учебным предметам "Белорусский язык" и "Русский язык".

74. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

75. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения образования для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.

76. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экз. комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

77. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.

Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, о результатах выполнения практических заданий, не прерывая его ответа. Учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.

В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

78. На выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, таблицами, моделями, схемами, муляжами, калькуляторами, лабораторным оборудованием, аудиовизуальными средствами (репродукциями, слайдами, фонозаписями), а также не более пяти минут - текстами художественных произведений, которые необходимо отвечать наизусть.

79. Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования.

80. Результаты оценивания письменных работ и устных ответов учащихся экзаменационные комиссии вносят в протоколы выпускных экзаменов. Протокол подписывается членами экзаменационной комиссии по соответствующему учебному предмету.

81. Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме - не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.

82. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:

на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;

на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.

В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.

При получении экзаменационной отметки 0 баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.

83. В случае разногласий между членами экзаменационной комиссии в оценивании письменной работы либо устного ответа учащегося, а также при выставлении итоговой отметки вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протокол выпускного экзамена мнений членов комиссии, которые не согласны с выставленной отметкой. При равном количестве голосов преимущество отдается предложению в пользу учащегося.

Окончательное решение по спорным вопросам принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования.

84. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат.

85. Учащиеся, которые по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования не изучали на протяжении двух или менее лет до начала выпускных экзаменов учебные предметы "Белорусский язык" и "История Беларуси", выпускной экзамен по этим учебным предметам не сдают. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) вносится запись "не изучал(а)".

Если учащиеся самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов "Белорусский язык", "История Беларуси", то они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам. В свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) в качестве итоговых отметок по этим учебным предметам выставляются экзаменационные отметки.

86. Учащиеся, указанные в пункте 16 настоящих Правил, зачисленные в соответствующие классы для продолжения обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, по учебным предметам "Белорусский язык", "История Беларуси" не аттестуются. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись "не изучал(а)".

В случае, если учащиеся при завершении обучения на III ступени общего среднего образования самостоятельно или с помощью педагогического работника усвоили содержание учебных предметов "Белорусский язык", "История Беларуси", они имеют право сдавать выпускные экзамены по этим учебным предметам с выставлением экзаменационных отметок в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью).

87. Учащиеся, изучавшие учебные предметы "Белорусская литература", "История Беларуси" только на протяжении двух последних лет на III ступени общего среднего образования, могут ознакомиться с основными произведениями, предусмотренными учебной программой последнего года обучения на II ступени общего среднего образования по учебному предмету "Белорусская литература", с учебным материалом по учебному предмету "История Беларуси", предусмотренным учебными программами за период обучения на II ступени общего среднего образования, и имеют право сдавать выпускные экзамены по выбору по указанным учебным предметам. Экзаменационная отметка за речевое оформление устного ответа в таком случае этим учащимся не снижается.

Учащиеся, изучавшие учебные предметы "Белорусская литература" и "История Беларуси" только на протяжении последнего года обучения на III ступени общего среднего образования, по этим учебным предметам не аттестуются. В аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) им вносится запись "не изучал(а)".

88. В отдельных случаях (оздоровление, лечение, переезд на новое место жительства и др.) сроки проведения выпускных экзаменов на основании заявлений законных представителей могут быть изменены учреждением образования по согласованию с отделами (управлениями) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения учреждения образования, но не раньше 15 мая и не позднее 10 июля.

При этом для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, тексты разрабатываются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.

89. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в сроки, указанные впункте 91 настоящих Правил.

90. Если учащиеся, проживающие или обучающиеся в зоне радиационного загрязнения, выезжают в организованном порядке на оздоровление либо санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов, учреждение образования может по согласованию с отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования принять решение о сдаче этими учащимися выпускных экзаменов в сроки, указанные в пункте 91 настоящих Правил.

 

ГЛАВА 8. ПРОВЕДЕНИЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ДРУГОЙ СРОК

91. В период с 21 по 28 августа по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования, проводится итоговая аттестация:

учащихся, получивших учебные задания на лето;

учащихся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку 0 баллов не более чем по двум учебным предметам;

учащихся, имеющих годовую отметку 0 баллов или не аттестованных по одному из учебных предметов по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

учащихся, не явившихся на выпускной экзамен или получивших отметку 0 баллов по одному учебному предмету на выпускном экзамене по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования;

учащихся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и продолжали болеть после их проведения, за исключением учащихся, заболевших в период проведения выпускных экзаменов и имеющих заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, утверждаемый МЗ РБ;

учащихся, проживающих или обучающихся в зоне радиационного загрязнения, выезжающих в организованном порядке на оздоровление либо санаторно-курортное лечение в сроки, установленные для проведения выпускных экзаменов;

учащихся, не явившихся на выпускные экзамены по уважительным причинам;

учащихся, не аттестованных за учебный год по одному - двум учебным предметам.

92. Тексты для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в другой срок в письменной форме, составляются управлениями образования областных исполнительных комитетов, комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета на основании текстов, содержащихся в сборниках экзаменационных материалов по соответствующим учебным предметам, утверждаемых Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.

93. Организация проведения итоговой аттестации в другой срок осуществляется в соответствии с требованиями главы 7 настоящих Правил.

94. По результатам итоговой аттестации в другой срок на повторный год обучения остаются:

учащиеся, завершающие обучение на II ступени общего среднего образования и получившие по учебным предметам три отметки 0 баллов, которые складываются из годовых и экз. отметок;

учащиеся, не явившиеся на выпускные экзамены в установленные сроки по трем учебным предметам или получившие на выпускном экзамене отметку 0 баллов по одному учебному предмету.

 

ГЛАВА 9. ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

95. Выпускники учреждений образования, имеющие положительные итоговые отметки по всем учебным предметам по завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования, в том числе выпускники, которым выставлено по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" "зачтено", выпускники, которые не изучали отдельные учебные предметы по не зависящим от них причинам, отчисляются из УО с выдачей соответствующего документа об образовании.

96. Выпускникам учреждений образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием), по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования - аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) в соответствии с п. 34 ст. 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании.

97. Решение о завершении обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования и выдаче выпускникам свидетельств об общем базовом образовании (свидетельств об общем базовом образовании с отличием), аттестатов об общем среднем образовании (аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью), о награждении похвальным листом, о выдаче справок об обучении принимается руководителем учреждения образования.

98. Награждение выпускника УО золотой или серебряной медалью осуществляется на общих основаниях, если он не изучал отдельные учебные предметы по не зависящим от него причинам или:

был освобожден от учебных занятий по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" (кроме выпускника спец. по спорту класса, выпускника средней школы - училища олимп. резерва);

имеет по учебному предмету "Физическая культура и здоровье" отметку "зачтено" (кроме выпускника спец. по спорту класса, выпускника средней школы - училища олимпийского резерва);

был освобожден от сдачи выпускных экзаменов.

99. Решение о выдаче выпускникам аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью принимают отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов в двухдневный срок с момента представления учреждениями образования необходимых документов и в письменной форме доводят до УО.

100. Для принятия решения о выдаче аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью учреждения образования представляют в отделы (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета о представлении выпускников к получению аттестатов об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью, а также следующие документы на представляемых к награждению выпускников:

копии свидетельств об общем базовом образовании с отличием;

ведомости годовых отметок за период обучения на III ступени общего среднего образования, экзаменационных отметок, а также итоговых отметок, которые вносятся в аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью);

экзаменационные письменные работы.

Для проверки объективности оценивания экзаменационных письменных работ педагогическими работниками учреждений образования приказом отдела (управления) образования местных исполнительных и распорядительных органов создаются комиссии, состоящие из компетентных специалистов по соответствующим учебным предметам. Результаты проверки объективности оценивания экзаменационных письменных работ выпускников комиссия вносит в протокол выпускного экзамена. Протокол выпускного экзамена подписывается всеми членами комиссии по соответствующему учебному предмету, хранится в отделе (управлении) образования местных исполнительных и распорядительных органов. Копия протокола выпускного экзамена доводится до соответствующих учреждений образования.

101. Золотые и серебряные медали, похвальные листы вручаются выпускникам одновременно с аттестатами об общем среднем образовании особого образца.

102. Учащимся, не завершившим освоение содержания образовательных программ общего среднего образования или обучавшимся в учреждении образования (иной организации, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность), не прошедшем государственную аккредитацию, выдается справка об обучении в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 10. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ

103. При проведении промежуточной и итоговой аттестации осуществляется оценка поведения учащихся, которая выражается следующими характеристиками: "примерное", "удовлетворительное", "неудовлетворительное".

Оценка поведения учащихся осуществляется в соответствии с критериями поведения учащихся согласно приложению к настоящим Правилам.

104. Оценка поведения учащихся учреждений образования представляет собой результат воспитания, способ регулирования и стимулирования форм поведения учащихся, их саморазвития и самовоспитания, показатель эффективности идеологической и воспитательной работы в УО.

105. Поведение учащихся I - XI классов оценивается педагогическим работником, выполняющим функции классного руководителя.

106. Оценка поведения "примерное" выставляется учащимся, которые в полной мере выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласноприложению к настоящим Правилам.

Оценка поведения "удовлетворительное" выставляется учащимся, которые не в полной мере выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласноприложению к наст. Правилам.

Оценка поведения "неудовлетворительное" выставляется учащимся, которые систематически не выполняют основные требования, определенные уставом, правилами внутреннего распорядка учреждения образования, критериями поведения учащихся согласноприложению к наст. Правилам.

Оценка поведения "неудовлетворительное" может быть выставлена за совершение учащимся антиобщественных поступков, правонарушений и преступлений.

Приложение

к Правилам проведения аттестации

учащихся при освоении содержания

образовательных программ общего

среднего образования

 

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Критерии     

Показатели                    

I - IV классы                             

Гражданственность  

Знание государственной символики Республики         
Беларусь;                                           
уважительное отношение к государственной символике  
Республики Беларусь;                                
активное участие в деятельности детских общественных
объединений                                        

Товарищество       

Дружелюбные отношения с одноклассниками;            
умение проявлять взаимопомощь                      

Уважение к старшим 

Вежливость;                                         
послушание;                                         
оказание посильной помощи                          

Доброта            

Готовность помочь близким, друзьям, старшим;        
бережное отношение к животным                      

Честность          

Искренность;                                        
правдивость;                                        
исполнение обещаний                                

Трудолюбие         

Добросовестное отношение к своим обязанностям;      
участие в общественно полезном труде               

Бережливость       

Опрятный внешний вид;                               
аккуратность;                                       
бережное отношение к своим вещам и школьному        
имуществу, окружающей среде и природным ресурсам   

Дисциплинированность

Выполнение устава учреждения общего среднего        
образования, правил внутреннего распорядка          
учреждения общего среднего образования, правил      
поведения в общественных местах;                    
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной
причине;                                            
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;      
исполнительность;                                   
добросовестное отношение к учебе                   

V - VI классы                             

Гражданственность  

Знание государственной символики Республики         
Беларусь;                                           
уважительное отношение к государственной символике  
Республики Беларусь;                                
активное участие в общественно значимых делах       
класса, учреждения общего среднего образования,     
деятельности детских общественных объединений      

Товарищество и      
коллективизм       

Стремление находиться в коллективе;                 
дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками;      
уважение и взаимопомощь                            

Уважение к старшим 

Вежливость;                                         
послушание;                                         
оказание посильной помощи                          

Доброта            

Готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам;
бережное отношение к животным                      

Честность          

Искренность;                                        
правдивость;                                        
исполнение обещаний                                

Трудолюбие         

Добросовестное отношение к своим обязанностям,      
участие в общественно полезном труде               

Бережливость       

Опрятный внешний вид;                               
аккуратность;                                       
бережное отношение к своим вещам и школьному        
имуществу, окружающей среде и природным ресурсам   

Дисциплинированность

Выполнение устава учреждения общего среднего        
образования, правил внутреннего распорядка          
учреждения общего среднего образования, правил      
поведения в общественных местах;                    
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной
причине;                                            
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;      
исполнительность;                                   
добросовестное отношение к учебе                    

VII - IX классы                            

Гражданственность  

Знание государственной символики Республики         
Беларусь;                                           
уважительное отношение к государственной символике  
Республики Беларусь;                                
активное участие в общественно значимых делах       
класса, учреждения общего среднего образования,     
деятельности детских и молодежных общественных      
объединений                                        

Товарищество и      
коллективизм       

Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками;      
уважение и взаимопомощь;                            
выполнение коллективных решений;                    
выражение благодарности                            

Гуманность          

Доброжелательные отношения с окружающими;           
уважение старших;                                   
готовность помочь одноклассникам, младшим товарищам

Честность и         
принципиальность   

Искренность;                                        
правдивость;                                        
исполнение обещаний;                                
способность осознавать и признавать свои ошибки;    
уметь прислушиваться к конструктивной критике       
товарищей или старших;                              
критически относиться к результатам своего труда   

Добросовестное      
отношение к труду  

Добросовестное отношение к своим обязанностям;      
участие в общественно полезном труде и социально    
значимой деятельности, стремление выполнить ее      
качественно;                                        
вдумчивое отношение к выбору будущей профессии     

Дисциплинированность

Выполнение устава учреждения общего среднего        
образования, правил внутреннего распорядка          
учреждения общего среднего образования, правил      
поведения в общественных местах;                    
исполнительность;                                   
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной
причине;                                            
выполнение поручений старших;                       
настойчивость в достижении поставленной цели;       
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;      
добросовестное отношение к учебе                   

Эстетическое        
развитие            

Опрятный внешний вид;                               
аккуратность;                                       
бережное отношение к своим вещам и имуществу        
учреждения общего среднего образования;             
стремление к самосовершенствованию;                 
бережное отношение к окружающей среде и природным   
ресурсам                                           

X - XI классы                             

Гражданственность  

Знание государственной символики Республики         
Беларусь;                                           
уважительное отношение к государственной символике  
Республики Беларусь;                                
участие в общественно значимых делах класса,        
учреждения общего среднего образования, деятельности
молодежных общественных объединений;                
активная гражданская позиция                       

Товарищество и      
коллективизм       

Дружелюбные взаимоотношения с одноклассниками;      
уважение и взаимопомощь;                            
выполнение коллективных решений;                    
выражение благодарности;                            
умение отстаивать честь своего коллектива          

Гуманность         

Доброжелательные отношения с окружающими;           
уважение старших;                                   
толерантность к другим, готовность помочь           
одноклассникам, младшим товарищам                  

Честность и         
принципиальность   

Искренность;                                        
правдивость;                                        
исполнение обещаний, единство слова и дела;         
устойчивость взглядов и убеждений;                  
привычка открыто и корректно высказывать свое       
мнение, проявлять самокритичность, давать оценку    
антиобщественным поступкам                         

Добросовестное      
отношение к труду  

Добросовестное отношение к своим обязанностям;      
участие в общественно полезном труде и социально    
значимой деятельности, стремление выполнить ее      
качественно;                                        
вдумчивое отношение к выбору будущей профессии     

Дисциплинированность

Выполнение устава учреждения общего среднего        
образования, правил внутреннего распорядка          
учреждения общего среднего образования, правил      
поведения в общественных местах;                    
исполнительность;                                   
соблюдение правил поведения в учреждении общего     
среднего образования, общественных местах;          
отсутствие опозданий или пропусков по неуважительной
причине;                                            
выполнение поручений старших;                       
настойчивость в достижении поставленной цели;       
забота о своем здоровье и здоровье окружающих;      
добросовестное отношение к учебе                   

Эстетическое        
развитие           

Опрятный внешний вид;                               
аккуратность;                                       
бережное отношение к своим вещам и имуществу        
учреждения общего среднего образования;             
стремление к самосовершенствованию;                 
приобщение к общечеловеческим ценностям и духовно-  
нравственным традициям белорусского народа;         
бережное отношение к окружающей среде и природным   
ресурсам                                            

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.